Психологическая готовность ребенка к школе

Занятие в центре развития детей IQ007 в Королёве
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя не только умение ребенка читать, писать и считать, но также его эмоциональное состояние, социальные навыки, умение справляться со стрессом и адаптироваться к новым ситуациям.
Как проверить, готов ли ваш ребенок к школе?

В 6-7 годам психика ребенка совершает очередной виток развития. Происходит сепарация от родителей и особенно от мамы, это проявляется как самостоятельность и уверенность, способность к сложным действиям. В то же время, нервная система развивается, малыш учится понимать свои всплески эмоций, регулировать свое поведение. В этом возрасте происходит осознание себя как личности, дошкольник учится проявлять эмоции словами, а не поведением.

В Письме No 2021/11—13 «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» Министерство образования публикует психофизиологические особенности семилетнего ребенка:
  • желание общаться с другими людьми;
  • познавательный интерес;
  • развитие эмпатии;
  • комфортное взаимодействие с другими людьми;
  • контроль своего поведения, способность оценивать его;
  • умение выполнять требования взрослых людей;
  • ориентация на местности, ребенок может найти дорогу в класс и домой;
  • дошкольник понимает различие геометрических фигур, положение предметов на плоскости и в относительно друг друга;
  • навык копирования: перерисовывание фигур, символов, букв;
  • навык слышать и понимать музыкальные ритмы;
  • сосредоточение на одном виде деятельности, не отвлекаясь на другое;
  • способность ребенка выполнять последовательность действий по инструкции взрослого;
  • запас более 3500 слов, умение правильно строить предложения.

Как мы видим, к возрасту 7 лет за продуктивное обучение отвечают такие функции ребенка как развитие памяти, внимания и мышления. Дети должны уметь слышать учителя, выполнять поставленные задачи.

Какие же навыки должен иметь ребенок для продуктивного обучения?

Вот некоторые поведенческие маркеры:
  • способность ребенка выполнить задачу полностью не отвлекаясь;
  • нахождение 10 отличий в картинках;
  • выделение предметов по схожим признакам;
  • нахождение "пазла", пропущенного кусочка изображения;
  • прохождение лабиринтов без помощи карандаша или пальца;
  • мнемотехника: запоминание 9 предметов за 30 секунд;
  • запоминание и повторение фразы, прочитанной два раза;
  • запоминание ряда чисел, минимум 6;
  • определение среди изображений закономерности.

Проверьте, соответствует ли развитие вашего дошкольника описанным маркерам.

В свою очередь, психологи выделяют три основных показателя психологической зрелости будущего первоклассника: личностный, волевой и интеллектуальный. Давайте подробно рассмотрим каждый из них.

Личностный фактор готовности дошкольника подразумевает желание ребенка учиться, стремление выполнять задания самому, определенный уровень развития речи, эмоциональную стабильность и развитую самооценку.

Почему психологи выделяют важность самооценки? Стабильная самооценка помогает ребенку адаптироваться, а значит чувствовать себя комфортно в новом коллективе. При развитой самооценке дети не боятся отвечать, брать дополнительные задания, участвовать в школьных мероприятиях и проектах, а значит добиваются лучших результатов в обучении.

Способность ребенка контролировать поведение - это то, что психологи назвали "волевая готовность". Обладатели этого навыка способны поставить перед собой цель и достигать ее. В этот же показатель включен эмоциональный интеллект, то есть способность понимать свои эмоции, как негативные, так и позитивные, давать эмоциям характеристику хорошо - плохо, подавлять излишнюю негативную эмоциональность.

Кроме психологических показателей, не забудем и про интеллектуальная готовность - определенный уровень школьных знаний и умений: чтение, письмо, фонематическое восприятие, знания окружающего мира. Маркерами этого показателя могут выступить такие знания, как умение назвать собственное имя и фамилию, имя и отчество родителей, дату рождения и адрес проживания. Ребенок должен различать размеры предметов (большой - маленький), пространственные ориентиры (близко - далеко), находить сходства и различия, объединять объекты группу по общему признаку.

Социально-психологическая адаптация - последний, но крайне важный показатель. Коммуникация с одноклассниками, учителями и взрослыми людьми, работа в коллективе и команде, уважительное отношение к людям, эмпатия и забота, понимание базовых принципов здорового образа жизни. Здесь выступают следующие маркеры: семилетка легко может познакомиться с другим ребенком, предложить совместную игру. Дошкольник должен применять правила гигиены, уметь подбирать одежду по погоде, самостоятельно одеваться. Будущий первоклассник может применять правила этикета, вежливого обращения, обращение к взрослым на вы.

Как помочь малышу подготовиться к школьной жизни?

Базовая подготовка начинается с обучения школьным знаниям, нужно научить дошкольника читать, писать и считать. У ребенка также должны быть сформированы некоторые понятия об окружающем мире. В процессе подготовки важно научить ребенка совместной деятельности со сверстниками.

Родители могут помочь ребенку в адаптации, создавая комфортные и понятные условия жизни, а именно придерживаться распорядка дня, не отвлекать во время выполнения задачи, помогать в общении со взрослыми и сверстниками. Самое главное - дитя должно чувствовать поддержку родных ему людей! Взрослым важно также понимать, что ребенку нужен и качественный отдых, активные прогулки на свежем воздухе, время для себя, творчества и хобби.

Если вы задумываетесь о мягкой адаптации ребенка к школьной жизни, то рассмотрите вариант обучения в Школе IQ007 в Королёве.

Курс Подготовка к школе подходит для дошкольников и для первоклассников (если возникли трудности в первом классе). На курсе мы обучим ребенка основным навыкам чтения и счета, поставим руку для письма, познакомим с окружающим миром. Ребенок научится слушать учителя и рассуждать, разовьет усидчивость. Педагог подскажет ученику как лучше выразить свою мысль, построить предложение, быть услышанным сверстниками.

Уважаемые родители, умение читать и писать не гарантирует вашему ребенку комфортную адаптацию в школе. Не забывайте, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и его готовность может проявляться по-разному. Поддерживайте своего малыша, покажите ему вашу уверенность в его способностях!

Ждем вас на бесплатное индивидуальное пробное занятие! На котором опытный педагог проведет полноценное занятие с ребенком и мамой, оценит уровень развития и даст рекомендации по обучению и развитию.

Запись на бесплатное пробное индивидуальное занятие по телефону: 8(964)785-07-00.